Всего для нужд РЖД в 2020 году закупили 1,1 млн тонн рельсов. При этом основным поставщиком остается ЕВРАЗ, производящий этот вид фасонных профилей на ЗСМК и НТМК. В прошлом году компания нарастила объемы поставок рельсов для РЖД до 819 тыс. тонн. В 2016 году она была единственным российским поставщиком железнодорожной компании, но отгрузки оценивались всего в 628 тыс. тонн. В 2017 году ЕВРАЗу пришлось делить рынок с «Мечелом». При этом вырос и сбыт в адрес РЖД (719 тыс. тонн). Годом позднее этот показатель увеличился до 776 тыс. тонн, а в 2019 году он составил 806,8 тыс. тонн.
Закупки рельсов компанией РЖД
«Мечел», который в 2013 году запустил универсальный рельсобалочный стан на «Челябинском металлургическом комбинате», начал сотрудничество с РЖД в 2017 году, отгрузив потребителю 329 тыс. тонн рельсов. Через год продажи сократились до 210 тыс. тонн. В 2019 году ЧМК реализовал 220 тыс. тонн рельсов, а в 2020 году увеличил этот показатель до 234,4 тыс. тонн. Меньше, чем в дебютный год, но лучше, чем ничего.
Распределение заказов на рельсы между компаниями ЕВРАЗ и «Мечел»
За последние 4 года на российском рынке начал закрепляться «Актюбинский рельсобалочный завод». Первые поставки были датированы 2017 годом, когда АРБЗ отгрузил РЖД всего 7,5 тыс. тонн рельсов. В 2020 году этот показатель достиг 50 тыс. тонн, что позволяет рассматривать казахстанское предприятие в качестве значимого игрока российского рынка рельсовых профилей.
Основная доля заказов РЖД приходится на стометровые рельсы, объемы закупки которых в 2020 году оцениваются в 630 тыс. тонн. В будущем у основных игроков в этом сегменте может появиться еще один конкурент: в 2020 году компания «Новосталь-М», в состав которой входят АЭМЗ и МЗ Балаково, объявила о планах по строительству комплекса по выпуску 150-метровых рельсов. Завершение проекта намечено на 2024 год. Производство мощностью 500 тыс. тонн балки и рельса разместят на балаковской площадке.