Госдума проголосовала за законопроект о введении акциза на сталь

Госдума проголосовала за законопроект о введении акциза на сталь

Законодатели в первом чтении поддержали инициативу, согласно которой с 1 января в России должен измениться расчет НДПИ для производителей ЖРС и коксующегося угля. В случае добычи руды ставка вырастет до 4,8% и будет привязана к цене этого сырья с содержанием железа 62% в азиатском регионе. Для кокса этот параметр составит 1,5% с привязкой к цене в портах Австралии.

Также в законопроекте предлагается впервые ввести акциз на жидкую сталь, чтобы привязать налоговые меры к стоимости металлопродукции на мировых рынках. Если цена на слябы в российских портах ЮФО будет превышать 300 долларов, производители заплатят 2,7% от экспортной стоимости. Эта мера должна заменить временно действующую экспортную пошлину, которая вводилась для каждого вида продукции со сложным расчетом по схеме «базовая + специальная ставка». Этот инструмент заменят простой привязкой к одному показателю.

По предварительным расчетам такие меры должны удвоить налоговую нагрузку на металлургический сегмент. Несмотря на одобрение думскими депутатами, вокруг законопроекта еще будут вестись дискуссии. С одной стороны, в правительстве рассматривают вопрос об исключении из списка плательщиков акциза ряда машиностроительных предприятий из еще не существующего списка Минпромторга и электрометаллургов. С другой стороны, крупные игроки бьются за ограничение срока действия мер 2022-2024 годами, как это обещали власти при обсуждении документа с отраслевиками.

По законопроекту уже высказались ведущие российские игроки, оценив собственные потери от роста налоговой нагрузки. Последним свой расчет представил ЕВРАЗ, где готовы расстаться с 250-300 млн долларов. Наибольшие потери спрогнозировали в группе НЛМК — от 300 до 550 млн долларов в зависимости от мировой конъюнктуры. «Металлоинвест» оценивает потери в 20 млрд руб., ММК — в 140-160 млн долларов, «Северсталь» — в 280-290 млн. По мнению Антона Силуанова у производителей не получится переложить эти расходы на потребителя, увеличив цены на внутреннем рынке. Чиновник считает, что если металлурги чрезмерно повысят ценник, потребитель всегда сможет импортировать металлопрокат из других стран с поправкой на транспортную составляющую. Глава Минфина убежден, что такая возможность станет предохранителем внутреннего рынка от значительного роста цен, особенно на фоне прогнозируемой стабилизации рынка глобального.