Крупные отечественные металлургические холдинги НЛМК, ЕВРАЗ, ММК, «Северсталь» и «Металлоинвест» отчитались о показателях работы во II квартале 2019 года. Мы подготовили для наших читателей краткий обзор деятельности ведущих российских металлургических компаний, расположив их в порядке убывания квартального производства стали.
НЛМК
Финансовые показатели:
II квартал для группы НЛМК завершился с 3-процентным снижением выручки относительно аналогичного периода прошлого года. Компания за три отчетных месяца заработала 2,7 млрд долларов.
При этом чистая прибыль снизилась на 29% (до 414 млн долларов) на фоне 9-процентного падения производства стали. Чистый долг группы НЛМК за год увеличился на 32% и достиг 1,3 млрд долларов. Относительно I квартала этот показатель вырос на 41%.
Операционные показатели:
Во II квартале группа НЛМК произвела 3,99 млн тонн стали, что почти на 400 тыс. тонн меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Ключевым фактором такого падения производства стала цепочка капитальных ремонтов в доменном и конвертерном цехах на основной производственной площадке в Липецке. При этом за квартал было продано 2,95 млн тонн плоского проката и 1,04 млн тонн другой продукции.
Продажи готового проката снизились всего на 3% и составили 2,75 млн т. Ключевым фактором является снижение экспорта горячекатаного проката и заготовки. При этом сбыт продукции на домашних рынках увеличился на 13%, а в России отгрузка возросла на 21%.
Ключевые результаты квартала:
В компании довольны результатами за квартал. Несмотря на 9-процентное снижение производства и неблагоприятную конъюнктуру цен, выручка группы НЛМК снизилась всего на 3%. Это объясняется значительным сокращением объемов продаж менее маржинальных полуфабрикатов: сортовой заготовки и слябов. Отгрузка по этим товарным позициям снизилась на 18% в годовом и на 39% в квартальном исчислении. Вместе с тем, продажи высокомаржинальной продукции выросли на 2 п.п., что, наряду с запасом продукции на складах, позволило компенсировать падение производительности предприятий группы НЛМК.
Из ключевых событий квартала следует выделить:
- рост инвестиций до 227 млн долларов, что на 96% больше, чем во II квартале прошлого года;
- увеличение реализации на домашних рынках на 12% (до 3 млн т) за счет сезонного роста спроса на строительный прокат;
- падение производства стали на «Новолипецком металлургическом комбинате» на 7%, на НЛМК-Сорт — на 6% (в том числе на «НЛМК-Калуга» — на 11%).
ЕВРАЗ
Финансовые показатели:
Группа ЕВРАЗ не публикует квартальную финансовую отчетность, поэтому в этом обзоре представлен анализ показателей деятельности компании за первое полугодие.
За 6 месяцев 2019 года один из гигантов российской и мировой металлургии заработал 6,14 млрд долларов, что на 3,2% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Чистая прибыль компании снизилась на 70% и составила 344 млн долларов. В первом полугодии чистый долг ЕВРАЗа вырос на 2,2% (до 3,65 млрд долларов).
Операционные показатели:
Во II квартале текущего года группа ЕВРАЗ нарастила производство стали на 0,74%, доведя этот показатель до 3,5 млн тонн. При этом российские предприятия компании выпустили чуть больше 3 млн тонн, а остальное приходится на долю производственных площадок в Северной Америке.
Производство чугуна в квартальном исчислении увеличилось на 1,2% (до 2,74 млн тонн), причем «Западно-Сибирский металлургический комбинат» выплавил 1,53 млн тонн (+4%), а «Нижнетагильский меткомбинат» — 1,215 млн тонн (-2,1%). Аналогичная зависимость прослеживается по выпуску стали: ЗСМК — 1,94 млн тонн (+2,5%), НТМК — 1,06 млн тонн (-2,5%).
Квартал-к-кварталу компания ЕВРАЗ нарастила продажи товарных слябов на 18,7%, строительного проката — на 10,8%, рельсов — на 7%, плоского проката — на 7,7%, других видов продукции — на 28,6%. Падение сбытовых показателей отмечается только в сегменте сортовой заготовки (-15,6%). Общий объем продаж в металлургическом сегменте оценивается в 2,75 млн тонн.
Ключевые результаты квартала:
Из ключевых событий квартала следует выделить:
- рост продаж готовой стальной продукции на 10,1% на фоне увеличения спроса на строительный прокат в России и увеличению потребления рельсов на американском рынке;
- снижение отгрузки железорудного сырья на 49%;
- рост добычи и продаж коксующегося угля и концентрата.
Группа ММК
Финансовые показатели:
В отчетном периоде группа ММК заработала почти 2 млрд долларов. Во II квартале компания снизила выручку на 5% относительно аналогичного показателя прошлого года. Это объясняется среднегодовым снижением цен на прокат на основных рынках сбыта. Вместе с тем, квартал-к-кварталу выручка группы выросла весьма значительно — на 8,9%. Ключевым драйвером роста стало увеличение продаж продукции строительного сортамента и рост стоимости стали на внутреннем рынке, который компенсировал значительное увеличение себестоимости продукции на 9,8%.
Чистая прибыль группы ММК за II квартал составила 272 млн долларов, что на 30% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года, но на 21% выше, нежели в предыдущем квартале 2019 года. Этот показатель мог быть еще более внушительным, если бы не 6-миллионный убыток от курсовой разницы. За квартал свободный денежный поток уменьшился весьма значительно — на 76,5%, что в компании связывают с ростом капитальных затрат и другими факторами.
Операционные показатели:
Производство чугуна на «Магнитогорском металлургическом комбинате» за три отчетных месяца составило 2,45 млн тонн, а стали — 3,09 млн тонн. По обоим показателям отмечается годовой рост на 7,7% и 2%, соответственно.
Кроме того, на 7,2% выросла производительность «Лысьвенского металлургического завода», который выпустил 74 тыс. тонн проката с цинковым и полимерным покрытиями. Другой металлургический актив группы ММК — турецкое предприятие «MMK Metalurji» — произвел 197 тыс. тонн плоского проката, что на 0,5% ниже прошлогоднего показателя.
Ключевые результаты квартала:
Из ключевых событий квартала следует выделить:
- запуск новой аглофабрики №5 на основной производственной площадке в Магнитогорске;
- увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью до 49,9% (+1,8 п.п. относительно I квартала);
- завершение планового капремонта доменной печи №7;
- рост доли продаж на внутреннем рынке до 90% на фоне активизации строительных проектов и трубных компаний-потребителей г/к листа;
- рост средней цены реализации до 625 долларов (+8,1% относительно I квартала).
«Северсталь»
Финансовые показатели:
Во II квартале текущего года компания «Северсталь» заработала 2,17 млрд долларов. Год-к-году выручка холдинга снизилась на 3,6%, хотя производство стали в этот период выросло на 1,8%. В компании такое финансовое положение связывают с неблагоприятной конъюнктурой цен на основные виды продукции. Вместе с тем, в сравнении с I кварталом выручка «Северстали» выросла на 146 млн долларов или на 7,2%. Этот рост объясняется как ростом сбытовых показателей, так и сезонной активизацией строительного рынка и работ по важным инфраструктурным проектам.
Чистая прибыль «Северстали» год-к-году снизилась на 14,7%, составив 475 млн долларов, из которых 30 млн компания заработала на курсовых разницах. Чистый долг за год увеличился в 8,6 раза — с 153 до 1469 млн долларов. Несмотря на значительный рост этого показателя, в компании финансовое положение оценивают, как стабильное.
Операционные показатели:
Металлургический дивизион «Северстали» завершил квартал с приростом производительности на 1,86% относительно II квартала 2018 года. За три месяца производственные площадки группы выпустили 3,05 млн тонн металлопроката. Производство чугуна также выросло до 2,3 млн т тонн чугуна (на 2%) даже на фоне проведения текущих ремонтных работ на трех доменных печах.
Продажи проката относительно прошлогоднего сравнительного периода увеличились почти на 100 тыс. тонн и составили 2,313 млн тонн. За три месяца «Северсталь» отгрузила потребителям более 1 млн тонн горячекатаных рулонов, 225 тыс. тонн толстолистового проката, 242 тыс. тонн холоднокатаного листа. В портфеле заказов холдинга листовая сталь с цинковым покрытием обеспечила продажи на уровне 254 тыс. тонн, лист с полимерным покрытием — 141 тыс. тонн. Также на 30 тыс. тонн вырос сбыт сортового проката (до 411 тыс. тонн) и труб большого диаметра (+ 20 тыс. тонн, до 106 тыс. тонн). Отгрузка прочих трубных профилей и метизов осталась на прежнем уроне.
Ключевые результаты квартала:
Из ключевых событий квартала следует выделить:
- продажа предприятия «Сортовой завод Балаково» за 215 млн долларов (покупатель — АЭМЗ);
- в квартальном сравнении доля продаж продукции с высокой добавленной стоимостью достигла 46% (+2 п.п.), что и обеспечило относительно стабильное финансовое положение группы «Северсталь» в отчетном периоде;
- доля продаж на внутрироссийском рынке выросла на 5 п.п. и составила 70%;
- трубный сегмент «Северстали» активизировался за счет увеличения отгрузки ТБД для газопровода «Польша-Словакия» и нескольких проектов «Газпрома».
Металлоинвест
Финансовые показатели:
Во II квартале холдинг «Металлоинвест» обеспечил выручку в размере 1,72 млрд долларов, что на 12% меньше, чем по результатам прошлого года. Сокращение этого показателя компания объясняет уменьшением цен на чугун и стальной прокат. Падение выручки в металлургическом сегменте компании удалось компенсировать за счет роста отгрузки железорудного сырья на фоне роста его стоимости.
Чистая прибыль компании, наоборот, выросла весьма значительно — почти на 6% и составила 481 млрд долларов. В «Металлоинвесте» такую динамику объясняют изменением курсовой разницы, которая сыграла свою роль, так как значительная доля железорудной продукции холдинга идет на экспорт.
Операционные показатели:
Во II квартале относительно аналогичного периода прошлого года холдинг нарастил производство по двум видам железорудного сырья. Наиболее значительно вырос выпуск окатышей (до 7,2 млн тонн, +3,8%), а в сегменте ГБЖ/ПВЖ зафиксирован рост производства на 1,6% (более 2 млн тонн). Производство железной руды превысило 10 млн тонн и год-к-году снизилось на 0,6%. Вместе с тем, продажи железорудного сырья снизились по всем товарным группам. Снижение отгрузки руды в сравнении со II кварталом 2018 года оценивается в 16,8% (1,54 млн тонн), ГБЖ/ПВЖ — на 5,6% (1,1 млн тонн), а сбыт окатышей превысил 3,5 млн тонн, оставшись практически на прежнем уровне.
В металлургическом сегменте также наблюдается падение производства. Входящая в состав холдинга «Уральская сталь» произвела 0,68 млн тонн чугуна, что на 7,6% меньше, чем во II квартале 2018 года. Выпуск стали предприятиями группы снизился менее значительно (-1,1%, 1,24 млн тонн). При этом «Оскольский электрометаллургический комбинат» практически сохранил прошлогоднюю производительность, выплавив 0,85 млн тонн стали (-0,2%), а «Уральская сталь» за счет ремонтов в доменном производстве снизила показатели на 3,2% (до 0,39 млн т).
Ключевые результаты квартала:
Из ключевых событий квартала следует выделить:
- себестоимость производства продукции в I полугодии снизилась на 10,3%, что обусловлено переходом на новые технологии и снижением производственных затрат;
- запуск нового редукционно-калибровочного стана на «Оскольском электрометаллургическом комбинате» и начало строительства участка термической обработки проката на этом же предприятии;
- обновление парка техники на Михайловской и Лебединском ГОКах;
- 11-процентный рост продаж в России и увеличение сбыта продукции в Европе на 67%.
Общие итоги II квартала:
Сравнительный анализ пяти российских производителей по финансовым показателям производился с учетом того, что ЕВРАЗ отчитался только за первое полугодие (на графиках приводится усредненный квартальный результат). Среди компаний, представивших точные данные по выручке за II квартал, лидирует группа НЛМК с показателем почти 2,8 млрд долларов. Аутсайдером по этому параметру предсказуемо стал «Металлоинвест», который обладает меньшими мощностями по выпуску стали. Что характерно, все пять компаний в годовом исчислении потеряли в выручке. Наибольшие «потери» у лидера — группы НЛМК, который снизил доходы на 10%.
Сводная таблица выручки металлургических холдингов
По показателю чистой прибыли лидирует холдинг «Металлоинвест», который за квартал заработал 481 млн долларов — в 1,7 раза больше, чем группа ММК (272 млн долларов), занимающая 4 строку рейтинга. Компания-лидер единственная нарастила чистую прибыль, тогда как конкуренты потеряли в этом показателе.
Сводная таблица чистой прибыли металлургических холдингов
Во II квартале лидером по производству стала группа НЛМК с показателем почти в 4 млн тонн. Компания удержала первенство, несмотря на значительное снижение производства (-9%). Из пятерки также потерял в производительности холдинг «Металлоинвест» (-1,1%). Остальные игроки выпустили больше стали, чем годом ранее: ЕВРАЗ — на 0,7%, «Северсталь» — на 1,8%, а группа ММК — на 2%.
Сводная таблица производства стали металлургическими холдингами
По данным компаний, на финансовые показатели существенное влияние оказали ценовые колебания на основное металлургическое сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию. Так, в течение II квартала средняя стоимость за тонну угля на мировых рынках уменьшилась на 1%, а в годовом исчислении — выросла на 6,9%. В России этот показатель остался таким же, как и в прошлом квартале, а в годовом эквиваленте он увеличился на 1,4%.
На квартальном и годовом промежутках зафиксировано серьезное повышение цен на руду (+23% и +53%, соответственно). В такой ситуации выигрывают те компании, которые обладают собственной добычей железорудного сырья (практически все из представленной пятерки). Также на руку российским производителям снижение цены на металлический лом (-8% квартал-к-кварталу и -12% год-к-году), которое достигнуто на внутреннем рынке благодаря протекционистским мерам, в частности, ограничению экспорта этого вторичного сырья.
Что касается цен на металлопродукцию, то во II квартале вполне ожидаемо выросла стоимость строительного проката. Квартал-к-кварталу цена на арматуру увеличилась на 11%, а на лист — на 6-8%. В годовом исчислении наблюдается обратная тенденция: арматура подешевела на 3%, а плоский прокат без покрытий — на 5-9%.