Необычные памятники металлургам

Недавно мы опубликовали статью о памятниках металлургам в России. Продолжаем этот цикл, но в этот раз в мировом масштабе. Мы расскажем о необычных скульптурах, которые прославляют нелегкий труд металлургов в разных городах мира. Где-то до сих пор гудят заводские гудки и фигуры сталеплавильщиков на пьедесталах дополняют промышленный городской пейзаж. Где-то уже совсем не осталось металлургов — кроме статуй из бронзы, чугуна или стали, напоминающих, чем был этот город раньше и на чем зиждется его нынешнее благополучие. Сама история смотрит на нас с современных фотографий, намекая, что и в век инновационных технологий без стали не обойтись.


Арматурный парень из Монголии


Наше путешествие по металлургическим достопримечательностям мира начнется в Монголии, где находится «Дарханский металлургический завод» — крупнейшее металлургическое предприятие страны. С 1994 года компания добывает железную руду на базе месторождений в Дархан-Селенгском районе. Также в структуру ДМЗ входит мини-металлургический завод с электросталеплавильным производством, выпускающий 100 тыс. тонн сортового проката и 60 тыс. тонн мелющих шаров.




Дархан — третий по величине город Монголии с населением в 70 тыс. человек. Он не может похвастаться большим количеством достопримечательностей, но памятник металлургу, несомненно, привлекает внимание туристов. Он находится на выезде из Дархана и заставляет остановиться, чтобы сделать несколько снимков у колоссальной фигуры. Этот памятник современной культуры был сварен из различных металлических элементов: арматуры, автомобильных шестерен и даже деталей швейных машинок. Столь необычная постройка заметно выделяется на фоне степного пейзажа.



Металлург установлен весной 2008 года по инициативе руководства «Дарханского металлургического завода», логотип которого красуется на каске. Событие приурочено к 15-летию предприятия. В разработке проекта принял участие генеральный директор компании Т. Ганболд, а работы выполнили специалисты ремонтно-механического цеха. Монумент имеет уникальный дизайн, отражающий специфику работы завода: постамент выполнен из железной руды, а 8-метровая фигура — из арматуры.


Сталевар, раввин и скульптор


В американском городе Найлс на въезде на завод Niles Iron and Metal находится похожая фигура сталевара, изготовленная из металлолома. Металлурга окружает тринадцать кругов из сваренных кусков лома, лежащих на земле. 20-футовый памятник построен в 1993 году 74-летним Сидни Рэкоффом. Автор использовал для своего творения металлические отходы, которые нашел на шихтовом дворе. На сооружение памятника ушло около 6 месяцев.



Сидни работал по заказу владельцев завода Niles Iron and Metal, захотевших построить скульптуру в честь 40-летней годовщины свадьбы собственных родителей. Нынешние владельцы — уже четвертое поколение этого семейного бизнеса. Рэкофф получил полную свободу действий и при содействии рабочих смог создать неординарное произведение искусства. Бывший сталелитейщик считал особенно ценным тот факт, что в процессе сооружения абстрактной фигуры участвовали люди, которые одновременно были и источником вдохновения.



Интересна и личность самого автора. Экс-металлург и раввин Сидни Рэкофф — скульптор-самоучка, создававший скульптуры из металлолома. Он родился в 1919 году в штате Мэн. Во время Второй мировой войны Сидни участвовал в «Битве за Выступ» (Арденнская операция) и получил Пурпурное сердце. В 20 лет Рэкофф начал работать сталелитейщиком на заводе Youngstown Sheet & Tube, а к 50 годам стал раввином. В 60 лет он занялся искусством и создал более 70 крупных произведений, посвятив свое творчество людям рабочих профессий и воздвигая скульптуры из металлолома. Сидни говорил: «Посмотри на эти вещи [на свалке] — и они заговорят с тобой». Также Рэкофф преуспел в керамике и живописи.


Автопортрет Сидни Рэкоффа


Без каски нельзя



«Сталевары» — скульптура двух рабочих установлена перед "Историческим центром промышленности и труда Янгстауна" — некогда одного из крупнейших металлургических городов США и мира. Работники стоят перед завалочным окном мартеновской печи завода US Steel в Огайо. Моделями для памятника были реальные сталевары: Питер Колби-младший (справа) - Уэйман Парамор (слева), победившие на специально проводившемся конкурсе.



Автор «Сталеваров» — скульптор Джордж Сигал, который создал свое творение в 1980 году с использованием металлоконструкций реальной мартеновской печи. Первоначально фигуры «носили» бронзовые каски, но несколько лет назад вандалы сорвали один из головных уборов. Рик Роулендс подобрал из своей коллекции настоящую каску и восстановил справедливость, ибо техника безопасности — на первом месте.


Как Джо бросился в конвертер, чтобы сделать сталь крепче



Джо Магарак — легендарный металлург, который родился в 1931 году на страницах американского Scribner's magazine. Журналист Оуэн Френсис рассказал, что услышал от местных хорватов-иммигрантов историю о стальном прокатчике, который один заменял 29 человек, работая 24 часа в сутки без выходных. По легенде, стальной Джо родился на питтсбургском карьере и, обладая силой железной руды, творил настоящие чудеса.



Джо мог перемещать ковши с раскаленной сталью голыми руками и скручивать подковы и крендели из железных слитков. Он делал железнодорожные рельсы, сжимая нагретую сталь пальцами. Когда сталь остывала, Магарак с легкостью лепил из нее «снежки», превращая их в пушечные ядра.



Джо был человеком, чьей единственной целью в жизни было работать на сталелитейном заводе и помогать коллегам. Среди подвигов Магарака — остановка 50-тонного ковша, падавшего на рабочих. В другой легенде он выигрывает соревнования по поднятию тяжестей и получает приз — самую красивую девушку в городе. Джо понимает, что она влюблена в другого мужчину, Пита Пассика, и великодушно уступает силе любви, отпуская Мэри к ее настоящему жениху, занявшему второе место. В конце концов, разве у Магарака найдется время для семьи?

Современные исследователи говорят, что журналист выдумал легенду о Магараке, но, единожды родившись, покровитель металлургов навсегда остался в историях и байках. По одной из версий, он бросился в бессемеровский конвертер, чтобы стать самой крепкой в мире сталью. Из этой стали было сделано множество полезных вещей, в том числе и конструкции Капитолия. Впрочем, Джо с легкостью может превращаться обратно в человека, чтобы помочь металлургам в трудные времена.



Легенда о Магараке стала частью американского фольклора, вдохновив на создание скульптур, картин и даже серии комиксов, опубликованных US Steel в начале 1950-х годов. В Питтсбурге Джо находится повсюду. Тридцать исторических фресок, разбросанных по всему центру города, изображают истории из жизни этого персонажа. На Манчестерском мосту сталевар Джо Магарак долгое время дежурил вместе с вымышленным шахтером Яном Волкаником.



Еще одна статуя светловолосого голубоглазого Джо Магарака, гнущего сталь, ранее стояла в парке развлечений Kennywood Park. Сегодня она несет свою круглосуточную вахту у входа на сталелитейный завод U.S. Steel Edgar Thomson Steel Works в Брэддоке, штат Пенсильвания. Магарак символизирует преданных своему делу, гордых и невероятно трудолюбивых рабочих.



Две тонны пафоса


Специально для Всемирной выставки Sesquicentennial Exhibition, проходившей в Филадельфии, компания Bostwick Steel Lathe Company заказала грандиозную скульптуру «Дух стали». Памятник изображает трех мужчин, стальных мачо, которые олицетворяют профессию. Центральная фигура поднимает крылатую двутавровую балку, подношение миру. На пьедестале размещена серия барельефов, изображающая сцены из жизни металлургического завода: сталеваров, работающих у мартеновских печей; составы из вагонов, перевозящих уголь и железную руду; доменные цехи и прокатные станы, извергающие языки пламени.



Скульптор итальянского происхождения Фрэнк Виттор «создал отдельные гипсовые детали в своей студии в Питтсбурге, используя живые модели, чтобы реалистично изобразить мускулы и детали лиц. Затем он отправил законченную работу товарным поездом в Филадельфию, где собрал ее и покрыл составом из воска, масла и краски, чтобы защитить от непогоды. На момент презентации «Дух стали» весил две тонны и возвышался на девяносто футов в высоту — выше, чем все другие объекты окрестности на территории выставки».



На набережной, переходящей с Брод-стрит в ярмарочную площадь, под музыку военного оркестра Глория Виттор, пятилетняя дочь скульптора, дернула шнур, освободив пафосный памятник от драпировки. Той ночью «пятьдесят мощных прожекторов на 500 свечей, спрятанные в основании группы залили многоцветными лучами света пьедестал и фигуры сталелитейщиков. Скульптурная композиция была удостоена золотой медали от Выставочного объединения Sesquicentennial.


Мемориал погибшим шотландским металлургам



В 2012 году, спустя двадцать лет после закрытия металлургического завода в Рэйвенскрэге, Мемориальный фонд шотландских сталелитейщиков начал сбор средств на памятник людям, отдавшим свои жизни металлургической промышленности. Реализация проекта потребовала 200 тыс. фунтов стерлингов, которые были собраны. В 2015 году на эти деньги был воздвигнут «Стальной человек».



Автором проекта стал Энди Скотт — один из наиболее известных скульпторов Шотландии. 16-футовая скульптура массой 2 тонны представляет собой рабочего, поддерживающего струю расплавленной стали. На поверхности стального потока должен был находиться бегун-спринтер, что по проекту символизировало бы возрождение графства Ланаркшир. Памятник установлен на месте бывшего завода Рэйвенскрэйг перед Региональным спортивным комплексом. По словам архитекторов, спортивный центр — это дань уважения прошлому региона, своеобразная «симфония в стали», а мемориал — напоминание о тех, кто отдал жизни и здоровье за будущее своих детей.


Самая любимая скульптура в Шеффилде



Шеффилд и производство стали неразделимы. Упорный труд и усилия, вложенные местными металлургами в развитие города, стали вдохновением для статуи «Teeming» («Разливка»). Автором работы стал скульптор Робин Белл, а заказчиком — Stadium Corp., которая разместила ее в торговом центре Meadowhall. Нынешний Мидоухолл располагается на территории двух заброшенных сталелитейных заводов, что и определило тематику скульптуры.



Скульптура создавалась в течение 20 месяцев с 1989 по 1990 годы. Исследования привели автора к этапу разливки тигельной стали. Этот процесс имел 250-летнюю историю, которая закончилась в 1950-х годах, но осталась в виде композиции «Teeming». Полностью технологию выплавки и разливки тигельного металла можно увидеть в видео British Pathé 1949 года (разливка показана с 6:23).


Скульптура изображает трех рабочих, один из которых выполняет самую тяжелую работу — выливает сталь из раскаленного тигля в форму. Во время разливки пятнадцатилетний ученик снимает шлак с расплавленного металла, а высокий доззлер в фартуке готовится ставить огнеупорную надставку, которая создаст запас металла для компенсации усадки. Любители истории бокса могли узнать доззлера, которого скульптор «лепил» с итало-американского боксера-тяжеловеса и актера Примо Карнеры.


Примо Карнера держит фотографа, снимающего «крупный план»


На практике для выполнения работы часто требовалось четые рабочих. Обычно в квартете присутствовал мальчик 8-9 лет, но скульптор Робин Белл посчитал, что включение ребенка в скульптурную композицию стало бы пропагандой детского труда. Впрочем, маленькие посетители торгового центра с удовольствием исправляют эту оплошность, фотографируясь и играя на «рабочей площадке». Недаром композиция признана самой любимой скульптурой жителей Шеффилда.



Имена под ногами



Десятки тысяч металлургов посвятили свои жизни работе на предприятии Bethlehem Steel Corp. в Южном Бетлехеме — около 600 человек отдали эти жизни на производстве. В 1999 году местные власти решили создать мемориал сталелитейщиков, посвященный памяти о 70 рабочих, погибших на предприятии с 1947 года. В 2001 году монумент был торжественно открыт и вскоре стал любимым местом отдыха горожан.К моменту открытия статуи металлурга энтузиасты нашли в архивах еще сотни имен, поэтому в настоящее время на памятных табличках указаны фамилии рабочих, отдавших свои жизни в борьбе за металл с 1905 года. Вдобавок к физическому месту памяти была создана интернет-площадка, где поименно перечислены более 600 фамилий.



Первоначально парк задумывался как место памяти о всех металлургах города, поэтому власти запустили еще один интересный проект. Каждый металлург (или родственник) мог «купить» один из кирпичей, которыми вымощены дорожки, заплатив от 50 до 500 долларов. На «именных» камнях указаны фамилии работников комбината. Собранные средства организаторы направили на обустройство парка, который обошелся в 200 тыс. долларов.



Позже городские власти, Лихайский университет в Бетлехеме и художница Холли Филдс-Скотт реализовали совместный проект по созданию мурала вокруг памятника. Поддавшись иллюзиям, зритель представляет себя стоящим на смотровой площадке и наблюдающим за металлургами во время разливки стали.


Мемориал к закрытию завода



В австралийском Ньюкасле есть еще один необычный монумент, посвященный металлургам, погибшим с 1915 по 1999 год. Проект был инициирован Ассоциацией промышленного наследия Ньюкасла, которой удалось собрать 60 тыс. долларов на строительство большого художественного памятника. Мемориал открыт к 100-летию завода в Ньюкасле. Автор памятника — Уилл Магуайер.



В том же Ньюкасле установлена мемориальная скульптура «Проходная» (The Muster Point) в честь металлургов компании Broken Hill Proprietary Company Limited (BHP) из Ньюкасла и в память о закрытии сталеплавильного завода. Памятник из стали и бронзы высотой 8 метров, длиной 16 метров и шириной 12 метров спроектировала художница Джули Сквайрс.



Памятник открылся за две недели до закрытия завода в сентябре 1999 года. В скульптуру был «встроен» крест в память о людях, погибших на рабочем месте. Muster Point появился после 18-месячного пребывания художницы на металлургическом предприятии, в ходе которого она работала над проектом.


Лучше позже, но лучше


Труд может быть трудом из любви или просто зарабатыванием денег. Художник Тим Каулен выбрал первое и 15 лет трудился над созданием скульптурной композиции «Рабочие». 20-футовые фигуры двух металлургов, работающих у ковша, были установлены в Питтсбурге в День труда 2012 года. И пусть 250-летний юбилей города (2008 год), к которому и готовилась скульптура, давно прошел, работа удалась на славу.



Перенос сроков объясняется разными причинами, причем иногда совершенно неординарными. Автор долго выбирал площадку для установки мемориала, решал вопросы с безопасностью (что будет, если ребенок залезет в ковш?) и финансированием. Вдобавок ко всем задержкам кто-то украл почти тонну металла, предназначенного для скульптуры, с секретного места, где ее монтировали.

К счастью, проект все же был завершен и стал поистине грандиозным: каждый из рабочих весит 4,5 тонны, а ковш — 20 тонн. Рабочий слева — Разливщик, справа — Пудлинговщик, а шлак, застывший на кромке ковша, настоящий.



При разработке концепции Тим постарался наполнить The Workers символическим смыслом. Металл, из которого построены гиганты, раньше «работал» на металлургическом заводе Питтсбурга. Место, где стоит скульптура, — это парк, который раньше был железнодорожной станцией, обслуживающей городские фабрики. Рабочие должны были быть огромными — больше ковша (в противоположность обычному соотношению размеров), чтобы показать превосходство человека над промышленностью.

Двадцать четыре разных художника — часть регионального художественного коллектива под названием Industrial Arts Co-op — помогли спроектировать, собрать, вырезать, сварить, отрегулировать, скрутить, отшлифовать и обработать скульптуру. 15-летний проект следует рассматривать как связь между промышленным прошлым Питтсбурга и его художественным настоящим.


Женщины из стали



И вновь в нашей статье появляется британский Шеффилд. На сей раз скульптура посвящена женщинам, работавшим на сталеплавильных заводах Британии в годы Второй мировой войны. Автором композиции стал художник Мартин Дженнингс, который работал над проектом по заказу городского совета Шеффилда. «Женщины из стали» (Women of Steel) предстали перед широкой публикой в 2016 году и с тех пор являются одним из наиболее знаковых местных памятников.



Молодые женщины, еще вчера работавшие в магазине или в качестве домашней прислуги, вдруг оказались на заводе, где поднялись на подъемные краны и начали ковать сталь вместо ушедших на войну мужчин. Только товарищество помогло им преодолеть все сложности «новой жизни», что скульптор и постарался передать в своей работе. Две женщины, одна сварщица, другая клепальщица, идут рука об руку в неунывающей манере. У этих женщин была энергия и решимость, которые помогли справиться с тяжелой работой.


Women of Steel и те самые женщины из стали


«Стальные работницы», обнявшись, сжали руки в кулаки и уперли их в бедра, как своего рода символ неповиновения врагу. Для художника было неожиданно, что эта поза впоследствии станет бонусом: люди подходят слева и справа и берут «железных леди» под руки, образуя неразрывную цепь поколений.


Дорога после рабочего дня



В 2018 году в Сканторпе открыт памятник, посвященный прошлым, настоящим и будущим металлургам города, а также признанию его обширного сталелитейного наследия. Скульптура в центре города изображает мужчин и женщин-сталелитейщиков в одежде 1940-х годов, уходящих с завода после окончания смены. Художник Рэй Лонсдейл совместно с командой Scunthorpe Steeltown работал над проектом в течение семи лет. Им удалось не только реализовать творческую идею, но и собрать 50 тыс. фунтов стерлингов, необходимых для ее воплощения в металле.



Поиски финансирования были достаточно сложными и потребовали немалой изобретательности. Команда даже поставила спектакль «Женщины из стали» и вырученные средства пошли на строительство памятника. В результате создана скульптура, которая будет служить напоминанием о статусе Сканторпа как стального города.

«Тысячи людей работали здесь на протяжении многих лет, и это дань уважения тем, кто построил город. Раньше это было всего пять деревень, а сталелитейные заводы объединили их».


Вокруг света



Статуя сталелитейщика из долины Огайо была отлита компанией Center Foundry and Machine Company в Уилинге, Западная Вирджиния и установлена в 1989 году. Созданная художником Димитриосом Акисом статуя посвящена мужчинам и женщинам, работавшим в черной металлургии с 1856 года. Главный герой — сталевар в защитной одежде с «ложкой», выливающий расплавленную сталь в пробницу. В 2015 году статую перенесли на территорию местной библиотеки, чтобы освободить место для транспортной развязки. Сейчас сталевар выглядит довольно эффектно на фоне бывшего сталелитейного завода Уилинг-Питтсбург.



Скульптура Себастьяна Бойесена, «Мужчина из стали» (Man of steel), чествует сталеваров, внесших свой вклад в рост Порт-Талбота. Фигура из нержавеющей стали установлена в центре города недалеко от сталелитейного завода Tata Steel. Это предприятие является крупнейшим в Великобритании, на его долю ежегодно приходится около трети производства стали в стране. Завод выпускает металл для каждой консервной банки Heinz, проданной в Великобритании, для каждой крыши автомобиля Nissan Juke и каждой новой монеты в 1 и 2 пенса.



В Дортмунде увековечили память металлургов довольно просто и дешево — установили монумент в виде томасовского конвертера. Он стоит в самом современном районе города PHOENIX See, который построили на месте промзоны. Такое решение не требует оплаты работы скульптора и материалов, но зато хорошо передает связь между прошлым и настоящим Дортмунда.



В Пуэбло, где расположен металлургический завод ЕВРАЗа, в 2017 году открыли скульптуру «The Bin Man», созданную калифорнийским художником Грегом Полутановичем. Фигура металлурга, берущего пробу, особенно эффектно смотрится на фоне воздухонагревателей доменного цеха. Она установлена в новом парке сталеплавильщиков, куда местный завод передал и ряд других экспонатов, начиная от гигантских сталеразливочных ковшей и завершая оборудованием рельсопрокатного стана.



Подвешенный в воздухе ковш, разливающий расплавленную сталь, занимает центральную часть кольцевой развязки Мидлсбро-Роуд на A66 в Саут-Бэнк. Установленная в 2005 году скульптора Стива Томлинсона весьма впечатляет, особенно при ночном освещении.



На счету Томлинсона есть еще одна потрясающая «ночная» инсталляция: фигуры Пудлинговщика и Сварщика, установленные на входе в бизнес-центр Саут-Тис в 2008 году. Пудлинговщик перемешивает чугун в пудлинговой печи, получая железо, а Сварщик олицетворяет вклад региона в строительство британского флота.



В Питтсбурге находится еще один знаменательный памятник, изображающий вальцовщика за работой. Работа скульптора Франка Витале была открыта в 1993 году, передавая суть эпохи, когда профессия прокатчика была опасным искусством. Он только что схватил раскат и сейчас направит его в следующую клеть, чтобы прокат огненной змеей умчался в дальнейший путь.



Во французском городе Гран-Синт находится еще одна примечательная скульптурная группа «Лица из стали» (Les Visages de l'Acier). Скульптуры расположены в Sollac Atlantique, недалеко от сталелитейного завода группы Arcelor. Особое внимание привлекает необычная фигура сталевара, созданная Бруно Майяром в 2003 году.



Вдоль аллеи также установлена композиция из четырех щитов-картин, олицетворяющих сферы применения стали. 1 — автомобили, 2 — строительные материалы, 3 — банки, 4 — бытовая техника.