Уже несколько лет цены на железную руду находятся на низком уровне из-за перенасыщения рынка и действий большой тройки мировых производителей (Rio Tinto, Vale и BHP Billiton), которые наращивают добычу, стараясь выдавить более мелких конкурентов с рынка. По иронии судьбы именно чрезвычайное происшествие на руднике Vale может стать катализатором, который оживит ситуацию в железорудном сегменте. Недавняя авария на дамбе Брумадиньо в бразильском штате Минас Жераис принесла компании убытки в размере около 93 млн т руды в годовом исчислении. Речь идет об остановке работы шести крупных карьеров Vale: Feijao, Fabrica и Vargem Grande (40 млн т), Brucutu (30 млн т), Timbopeba (12,8 млн т) и Alegria (10 млн т). Рынок уже отреагировал на это событие ростом котировок на железорудное сырье.
Другим фактором, который временно влияет на увеличение цен на руду, стала непогода в Австралии, где после урагана «Вероника» наблюдаются массовые подтопления с перебоями железнодорожного и морского сообщения. В эти дни возобновляется поставка руды из портовых запасов через порты Дампьера и Порт-Хедланда. Компания Fortescue сообщает о грядущем восстановлении работы железной дороги и, соответственно, отгрузки руды. Также о начале добычи и поставок заявляют в Rio Tinto и BHP Billiton.
Оба происшествия уже оказали влияние на рынок железорудного сырья Китая. Например, на Даляньской бирже фьючерсы выросли до 91,8 долларов за тонну. Из-за этих событий агентство Fitch оперативно пересмотрело прогноз на среднее ценнообразование по этой категории продукции. Так, в 2019 году аналитики предсказывают рост стоимости за тонну железной руды с 60 до 75 долларов, а на 2020 год — с 55 до 70 долларов.