По данным компании «Северсталь» в июле-сентябре 2021 года потребление стали на внутреннем рынке сократилось на 12,3% относительно показателей 2020 года. Ключевым фактором такого проседания стала ситуация на строительном рынке, который снизил закупки металлопродукции на 16,4%. Такая тенденция стала следствием противоположных трендов. В минувшем году в третьем квартале начал действовать отложенный спрос, когда потребители после первого, наиболее жесткого локдауна стремились наверстать упущенное. В текущем году со второго полугодия рынок характеризуется некоторым застоем, связанным с несколькими причинами. На фоне новостей о введении экспортных пошлин строители, особенно мелкий бизнес и частные заказчики, отложили покупку проката, ожидая обвала цен. В этот же период склады производителей и трейдеров продолжили накапливать запас металла, который так и не вышел на высокий уровень спроса. В результате просели все сегменты, в том числе и производство электросварной профильной и ВГП-трубы.
В машиностроении пока ситуация диаметрально противоположна — в сравнении с 2020 годом зафиксирован рост сбытовых показателей на 19,2%. Особенно значительно, на 41,4% нарастили потребление предприятия по производству сельскохозяйственной и железнодорожной техники. В топливно-энергетическом комплексе спрос на сталь не изменился, но произошло переформатирование продуктового портфеля. Потребители увеличили закупки труб большого диаметра на 7%, что стало началом оживления рынка, а сегменты мелких и средних труб просели на 8%.
Внутреннее потребление металлопродукции основными сегментами
Несмотря на анонсированное проседание спроса, сама «Северсталь» увеличила квартальные продажи на 1%, отгрузив потребителям 2,7 млн тонн. Компания выросла в сегменте сортового проката на 6%, ТБД на 20%, горячекатаного листа — на 1%. Продажи холоднокатаного проката снизились на 11%, оцинкованного — на 15%, с полимерным покрытием — на 28%. Реализация метизов уменьшилась на 21%, а труб (кроме ТБД) — на 30%. Вместе с тем, на внутреннем рынке «Северсталь» продемонстрировала сокращение продаж на 11% (до 1,3 млн тонн), что согласуется с представленной аналитикой. Выйти на положительный квартальный баланс ей помогло 15-процентное увеличение отгрузки на экспорт (до 1,4 млн тонн). В результате компания стала продавать за рубеж больше, чем поставлять российским потребителям.