В ближайшие годы производителям железнодорожных колес придется столкнуться со снижением спроса на этот вид продукции. Такой прогноз сделали в компании BC-RAIL. После пикового 2019 года, когда потребность российских вагоностроителей и ж/д компаний в цельнокатаных колесах достигла максимума и составила 1,7 млн штук, наблюдается сокращение потребности в этом виде проката. В частности, в 2020 году аналитики оценивают спрос в 1,53 млн штук, что практически равно показателям двухлетней давности, когда рынок потребил 1,52 млн ж/д колес.
Ключевым фактором снижения потребления является сокращение потребности в новых вагонах. Если в 2019 году вагоностроители заказали для этих целей 620 тыс. колес, та в текущем году этот показатель снизится 440 тыс. штук — меньше, чем в 2018 и 2017 годах. При этом вырастет потребление б/у колес, снятых с уже отработавших свой срок вагонов. Если в 2019 году этот показатель оценивался в 160 тыс. штук, то в 2020 году он увеличится до 210 тыс. единиц. Не поможет даже относительно небольшой рост потребления ж/д колес железнодорожными компаниями: за год он вырастет на 10 тыс. штук — до 1,09 млн единиц.
Потребление ж/д колес (факт + прогноз до 2025 года)
Такое положение вещей уже привело к корректировке цен на колеса. Если год назад их стоимость составляла 105 тыс. руб., то сейчас этот показатель упал вдвое — до 50 тыс. руб. Снижение доходов и спроса обостряет конкуренцию и вынуждает российских производителей искать способы борьбы с зарубежными поставщиками. В 2019 году суммарные мощности «Выксунского металлургического завода» и «Нижнетагильского металлургического комбината» позволили закрыть 1,4 млн штук из общего потребления в 1,7 млн колес. Оставшиеся 300 тыс. единиц были экспортированы из Китая, Казахстана и Украины. В текущем году по инициативе российских производителей власти начали вводить ограничительные меры против зарубежных поставщиков.
Протекционизм поможет нивелировать переизбыток мощностей. Так, благодаря вводу новых мощностей на НТМК в 2021 году возможности российских поставщиков увеличатся до 1,6 млн штук, что значительно превышает прогноз по потребностям вогоностроителей и ж/д компаний. Ситуацию может спасти рост выпуска новых вагонов, но пока предпосылки для этого отсутствуют.