Металлургия РФ — лидер по «выработке» парниковых газов

Металлургия РФ — лидер по «выработке» парниковых газов

По данным Forbes на долю российских предприятий черной и цветной металлургии приходится 28% выбросов парниковых газов от суммарного «вклада» всех игроков. Если сравнивать показатели металлургов РФ с зарубежными «коллегами», то отрасль в 3-4 раза менее эффективна, поскольку среднемировой уровень «металлургических» выбросов составляет 7-9%. Причиной такого отставания является не только технологическая составляющая, но и роль металлургии в структуре экономики страны. Производство стали (и цветных металлов) в значительной мере ориентировано на зарубежных потребителей. Более того, существенная доля металлопродукции идет на экспорт в виде полуфабрикатов, то есть на долю страны приходятся наиболее «грязные» коксо-агло-доменный и сталеплавильные переделы, а сравнительно «чистые» прокатные технологии реализовываются на территории стран-импортеров.

Впрочем, уровень технологий по-прежнему остается основным моментом экологической повестки. Для устранения этого фактора крупнейшие игроки предпринимают определенные действия. По данным Forbes, благодаря программам модернизации с 2000 по 2015 год износ основных фондов снизился на 11,5 процентных пункта (до 42,5%), но все равно остается высоким. При этом у ведущих компаний, активно внедряющих новые технологии, показатели удельных выбросов парниковых газов находятся ниже среднемирового уровня в 2,3 тонны. Так, на предприятиях НЛМК этот показатель составляет 1,91 тонны, ЕВРАЗа — 1,97 тонны, «Северстали» — 2,08 тонны, ММК — 2,18 тонны. На фоне активизации основных рынков стали (США и ЕС) в направлении снижения углеродного следа такое положение российских компаний выглядит весьма неплоо. При переходе на использование «экологических сертификатов» металлурги смогут отстоять свои позиции экспортеров, если вложатся в новые технологии. Более того, у модернизации есть и немалый PR-эффект. Такие инвестиции, как правило, преподносятся, как мероприятия по борьбе за экологию, хотя фактически направлены на повышение конкурентных позиций на рынке (снижение себестоимости, повышение производительности).