Всемирная торговая организация 2 марта заявила, что Европейская комиссия вряд ли продлит действующую в течение трех лет систему ограничений импорта стали более чем на один год, если производители стали Европейского союза не докажут, что они продолжают нести серьезные убытки от действий иностранных конкурентов. В ВТО считают, что ЕС необходима постепенная либерализация с постепенным отказом от ограничительных мер в стальном сегменте. Позиция этой организации является попыткой надавить на Еврокомиссию, которая в конце февраля инициировала обсуждение перспектив отмены существующих заградительных мер, срок действия которых истекает летом нынешнего года.
«Член ВТО должен применять защитные меры только в течение такого периода времени, который может быть необходим для предотвращения или устранения серьезного ущерба… Срок не должен превышать четырех лет. Продление — максимум до восьми лет — может быть сделано только в том случае, если продукция «импортируется в таких количествах, абсолютных или относительно отечественного производства», которые вызывают «значительное общее ухудшение положения отечественной промышленности, которая производит аналогичные или прямо конкурирующие продукты».
Аналогичную попытку давления на Еврокомиссию предприняла Ассоциация потребителей проката, включая заявления от группы автопроизводителей ACEA и WindEurope. Представители авторынка заявляют, что продление срока неоправданно, учитывая недавнее снижение уровня импорта и стремительный рост цен на сталь, что повышает уровень неопределенности и нестабильности на и без того «нервном» рынке металлопроката в ЕС.
После резкого роста импорта стали в 2017-18 годах в июле 2018 года ЕС ввел защитные меры по 26 категориям металлопродукции. Впоследствии доля импорта на рынке ЕС упала с 22,5% в 2018 году до 19,7% в 2020 году или на 9 миллионов тонн. Вместе с тем осенью прошлого года на фоне восстановления экономики после первого локдауна многие потребители отметили нехватку проката и увеличение времени поставки дефицитных профилей на фоне выросшего спроса. Хотя в реальности потребители просто хотят покупать дешевле, ведь цены на горячекатаный рулон за последние 12 месяцев выросли на 54% до 13-летнего максимума, арматура подорожала на 39%, в то время как в Германии запасы плоского проката в системе распределения стали достигли минимума за 33 года.