Резкий рост цен на все вида проката, начиная от листа и завершая арматурой, уже несколько месяцев держит в напряжении строительный рынок. Застройщики утверждают, что подорожание стали кардинально влияет на стоимость квадратного метра жилья. Еще в прошлом году представители отрасли обратились в Минпромторг с просьбой расследовать факт резкого повышения цен на сталь. В тот раз металлургам удалось отбиться, убедив правительство, что в структуре себестоимости жилья металлопрокат занимает не более 6,55%. Это означает, что даже значительное подорожание стали не вызовет аналогичного роста цен на социальное жилье, которые обещали застройщики.
Впрочем, эпопея с противостоянием представителей двух отраслей не завершилась. После Нового года Минпромторг начал мониторить цены на сталь, а 12 января в министерстве собрали совещание с участием металлургов, строителей и представителей Минстроя. Это уже не первая встреча сторон. В конце декабря аналогичное мероприятие привело к введению практики мониторнга стоимости проката. На январском заседании обсудили промежуточные итоги этой кампании и сформулировали ряд предложений по взаимодействию бюджетных застройщиков и производителей металлопродукции.
Прежде всего, Минстрой должен проработать механизм «коллективных закупок» проката, который позволит небольшим строительным компаниям напрямую работать с металлургическими заводами и комбинатами. Эти меры должны защитить от резких колебаний цен на сталь мелких застройщиков, доля которых на российском рынке составляет около 50%. Крупные компании уже начали это делать самостоятельно: в январе ряд основных игроков заключил с поставщиками договора с формулой, которая определяет цену с учетом смягчающих коэффициентов, зависящих от роста цен на прокат и сырье. Таким образом из процесса поставок металла стараются исключить независимых металлоторговцев, которые могут лишиться или значительно сократить долю на строительном рынке. В то же время, при такой схеме и металлурги, и строители остаются в выигрыше. Первые получают дополнительный «ломоть» на перспективном рынке сбыта, а вторые — некоторые ценовые преференции.