Китайцы ищут альтернативы железной руде

Китай имеет ограниченные возможности в части добычи собственного рудного сырья для производства стали. Более 80% железных, марганцевых и никелевых руд, а также 100% хромовых руд импортируются в страну. По мнению Ли Синьчуаня из Института планирования и исследований металлургической промышленности Китая, источники импорта в основном сосредоточены в нескольких странах, что сдерживает развитие отрасли. У китайских компаний есть и зарубежные горнодобывающие активы, но они также производят недостаточно ЖРС.

В результате металлургия Китая испытывает давление со стороны динамики цен на железную руду. В нынешнем году эта ситуация еще больше усугубилась из-за пандемии и нарастания практики протекционизма. В результате прибыльность металлургических гигантов просела и-за внешних факторов. К примеру, по данным Главного таможенного управления, с января по сентябрь Китай импортировал 868,46 млн тонн железной руды, что на 10,8% больше, чем в прошлом году. Ежемесячные объемы импорта с июня по сентябрь превысили 100 млн тонн.

Выгрузка импортной железной руды в порту Ляньюньган в провинции Цзянсу

В конце сентября цена на сталь выросла на 9,7% в сравнении с наиболее низкими апрельскими показателями, однако стоимость импортной железной руды увеличилась на 39,8%. Это стало основным фактором, повлиявшим на снижение прибыльности китайских сталелитейных компаний. Производство стали в Китае продолжает расти и в 2020 году должно превысить 1 млрд тонн, но высокий удельный вес сырья в себестоимости конечного проката беспокоит местных чиновников и экспертов. Среди предложений по выравниванию ситуации значится рост доли металлолома, 1 тонна которого может заменить 1,5 тонны железной руды.

По словам Ли Синьчуаня, помимо поиска альтернативы сырьевым ресурсам, проблему необходимо решать за счет усовершенствования механизмов ценообразования и оптимизации финансовой системы, связанной с торговлей сырьем. Это поможет уменьшить зависимость финансовых результатов от колебаний цен на руду. Также важным аспектом на пути к этой цели являются технологические инновации, диверсификация поставок альтернативных материалов и создание системы стратегических запасов сырья.