На «НЛМК-Калуга» освоена новая схема футеровки ковшей

Сталеразливочный ковш представляет собой агрегат для транспортировки и обработки жидкого металла. Он состоит из стального кожуха, выложенного изнутри огнеупорным кирпичом, а также вспомогательных элементов для выпуска металла (шиберный затвор со сталеразливочным стаканом в днище ковша), продувки аргоном (пористые блоки, установленные в донной части), цапфами для захвата ковша краном, пояса жесткости для снижения «эффекта ведра».

В ходе технологического цикла в стальковш выпускают полупродукт из конвертера или ДСП и везут его на внепечную обработку, а затем на непрерывную разливку. Горячий металл (температура около 1650 °С) находится в ковше от 1,5 до нескольких часов, поэтому изнутри стальной кожух защищен слоем огнеупорного материала. Традиционно футеровка (огнеупорный слой) выполняется в виде кладки из кирпича. Это достаточно трудоемкий процесс, который требует большого объема ручного труда и высокой квалификации персонала.

В последнее десятилетие сталеплавильщики начали внедрять другую схему футеровки с использованием тиксотропных бетонов. Такая технология была опробована на предприятии «НЛМК-Калуга». Она предполагает выполнение следующих мероприятий:

  • вставка в кожух специального шаблона, который повторяет его форму, но имеет меньшие размеры (как детские игрушки-матрешки);
  • пространство между кожухом и шаблоном заполняется жидким огнеупорным бетоном, который вибрируют для удаления пустот и уплотнения;
  • выдержка до застывания бетона и его сушка горелками для ускоренного набора прочности.

По словам руководства «НЛМК-Калуга», такая технология более выгодна, чем традиционный метод футеровки, поскольку позволяет экономить до 25% огнеупоров, ускорить процесс футеровки ковшей и снизить объем ручного труда.