Чусовской метзавод закрыл мартеновское производство

В конце XIX века мартеновские печи считались инновационным способом производства стали. Изобретение Пьера Мартена позволило отказаться от пудлингового процесса и стало более современной альтернативой бессемеровским конверторам. Но с течением времени в большой металлургии произошел ряд коренных изменений, вследствие которых появилось более продуктивное кислородно-конвертерное производство стали.

Также инженерам удалось усовершенствовать технологию плавки в электропечах, приспособив эти агрегаты для производства не только качественных марок стали, но и для выпуска рядового сортамента. При этом агрегаты внепечной обработки позволили и кислородно-конвертерному и электросталеплавильному процессам производить широкий марочный сортамент продукции.

В результате уже около 30 лет мартены не выдерживают конкуренции с двумя вышеназванными агрегатами. Средняя продолжительность плавки в таких печах составляет около 8 часов, тогда как конвертер и ДСП справляются с плавкой, соответственно, за 40 и 60 минут. При этом в мартене используется дорогой природный газ, который повышает себестоимость стали. Для сравнения, в ДСП для нагрева применяют более дешевую электроэнергию, а в конвертере вообще обходятся без какого-либо топлива, продувая металл кислородом и обходясь лишь физическим теплом чугуна и химическим теплом реакций.

Поэтому на всех крупных предприятиях России постепенно отказались от мартеновского производства. В конце марта была остановлена последняя пятая печь на ЧМЗ. Вместо этого планируется построить новый сталеплавильный комплекс и прокатные мощности для выпуска бесшовных труб, сортового проката и рессорной стали. В этот проект будет инвестировано свыше 50 миллиардов рублей.