ЧерМК меняется на ходу

На «Череповецком металлургическом комбинате» осуществляется проект по модернизации слябовой машины непрерывного литья заготовок, который позволит изменять ширину разливаемых слябов без остановки процесса разливки. Это мероприятие станет одним из ключевых этапов повышения производительности конвертерного цеха с 82 до 86 плавок в сутки. В рамках проекта уже реализован ряд инициатив, в частности, переход на новую систему измерения температуры металла в кислородных конвертерах.

В деле борьбы за металл в рамках действующего сталеплавильного производства мелочей не бывает. При этом недостаточно просто увеличить объемы выплавки в конвертере, поскольку лимитирующие звенья придется устранять на этапах внепечной обработки и разливки стали. Одну из таких задач и решают на ЧерМК, внедряя систему изменения ширины сляба.

В обычных условиях для перехода с одного типоразмера на другой приходится прекращать разливку и перенастраивать МНЛЗ: менять кристаллизатор (бездонную прямоугольную форму для формирования заготовки) и настройки системы охлаждения. Это требует времени, материальных и трудовых ресурсов. Проблем можно избежать, реализовав технологию изменения ширины сляба во время непрерывной разливки. Соответствующее оборудование для реконструкции трех МНЛЗ «Северстали» поставит китайская компания «РАМОН».

Схема перемещения стенок кристаллизатора при изменении ширины сляба: 1 — уменьшение конусности (из-за усадки металла кристаллизатор внизу уже, чем вверху); 2 — регулирование ширины; 3 — формирование конусности

Идея изменения ширины сляба появилась еще в 1936 году, но до недавнего времени не получила широкого распространения из-за технической сложности. В последние десятилетия технологию стали внедрять в производство. При этом без остановки МНЛЗ одну из узких граней медленно перемещают, изменяя ширину сляба. После завершения переходного периода разливку ведут в штатном режиме. В качестве аналога можно привести пример с изменением уровня воды в шлюзе, когда судно заходит в герметичную камеру и в течение 10-20 минут ждет, пока завершится шлюзование, чтобы выйти в верхнем или нижнем бьефе. Этих потерь времени можно было бы избежать, обеспечив плавный подъем судна во время движения по каналу (такая идея реализована при работе наклонных судоподъемников, например, в системе Красноярской ГЭС).

Конечно, аналогия весьма приблизительна, но отражает сущность изменения ширины сляба. Такой подход позволяет вдвое снизить расходы на огнеупоры и повысить производительность МНЛЗ на 30-50%. Кроме того, технология помогает оперативно выполнять заказы малого объема.