Сталеразливочный ковш представляет собой один из основных агрегатов сталеплавильного цеха. В конструктивном плане это стальной ведрообразный кожух, который защищен изнутри футеровкой из огнеупорного кирпича или слоем монолитного бетона. От состояния футеровки зависит количество плавок, которые может принять и транспортировать ковш за одну кампанию. Соответственно, работа сталеплавильного ковша напрямую влияет на себестоимость стали, поэтому сталеплавильщики стремятся добиться увеличения количества плавок, разлитых с одного такого агрегата.
Схема ковша
В мае сталеплавильщики «Сортового завода Балаково» добились рекордной стойкости футеровки, которая отработала 201 плавку, что на 12 плавок больше предыдущего рекорда. Такой показатель удалось обеспечить благодаря следующим мероприятиям:
- оптимизация конструкции футеровки (в ходе наполнения сталью, ее внепечной обработки и разливки огнеупоры в различных зонах ковша в разной степени подвержены химическому, термическому и механическому воздействию, поэтому на наименее стойких участках футеровка выполняется из более дорогих и более стойких огнеупоров. Это обеспечивает равномерность износа по всей площади футеровки);
- использование магнезиальных флюсов для наведения шлака, что повышает стойкость футеровки в шлаковом поясе (верхней части ковша, контактирующей с агрессивным шлаком);
оптимизация режимов нагрева металла (в процессе внепечной обработки сталь и шлак нагреваются графитовыми электродами. При оптимальных режимах горения высокотемпературной дуги ее влияние на футеровку снижается за счет экранирования шлаком);
- оптимизация режимов продувки (в ходе обработки металл перемешивается путем вдувания аргоном через установленные в днище ковша пористые блоки, что вызывает ускоренный износ футеровки в определенных местах. Варьируя расход газа, можно снизить вредное воздействие газо-металлических потоков на огнеупоры).
Внешний вид ковша со сталью